Тренинг по гендерному равенству провели преподаватели КазНУ для представителей 15 факультетов и кафедр журналистики со всего Казахстана
Проект «Усиление учебной программы по гендерной журналистике» был предложен кафедрой ЮНЕСКО, международной журналистки и медиа в обществе и поддержан Международной программой развития коммуникаций ЮНЕСКО/ООН.
За два дня участники тренинга (почти равное количество женщин и мужчин) изучили гендерно-чувствительные индикаторы коммуникации, получили навыки стратегического гендерного анализа в журналистском производстве, научились корректно выставлять гендерный баланс в СМИ, бороться со стереотипами и предвзятостью, узнавать язык вражды в журналистских текстах. В процессе совместной работы и деловых игр участники тренинга сумели выработать общий алгоритм действий по внедрению гендерной темы в образовательные программы, определить методику преподавания данной дисциплины студентам факультетов журналистики Казахстана.
Открывая мероприятие декан факультета журналистики, Сагатбек Медеубек, напомнил, что согласно индексу гендерного равенства Всемирного Экономического Форума, в 2017 году Казахстан занял 51-е место в рейтинге из 144 стран мира по уровню равноправия полов. Это хороший результат, необходимо работать дальше.
Специалист отдела коммуникации и информации Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы С.А. Карпов отметил необходимость принятия мер по поддержанию гендерного равенства в медиа-организациях, образовании, контенте СМИ, усилению саморегулирования современных медиа, так как полноценное участие мужчин и женщин в развитии экономики, бизнеса, культуры способствует движению к миру, процветанию и устойчивому развитию страны.
Руководитель Проекта «Усиление учебной программы по гендерной журналистике», профессор Н.Т. Шынгысова обратила внимание участников на то, что в Казахстане создана мощная правовая база для поддержки и развития гендерного равенства, страна присоединилась к более 60 международным договорам по правам человека, в 2009 году были приняты Законы «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» и «О профилактике бытового насилия».
В современном Казахстане женщины действительно представлены практически во всех областях экономики, ими создается 40 процентов ВВП, 29 казахстанок – депутаты Мажилиса, 44% субъектов МСБ также возглавляют женщины. Однако есть и другие цифры: мужчин-руководителей вдвое больше, чем женщин; разрыв в оплате труда составляет более 30% также в пользу мужчин; женщин хуже берут на работу и меньше платят; уровень женской безработицы выше и т.д. Женщины меньше представлены в менеджменте отечественных редакций, в меньшей степени влияют на концепцию изданий и каналов, которые, соответственно, чаще предоставляют миру мужской взгляд и понимание проблем.
Тренинг стал прекрасной возможностью обсудить весь спектр существующих вопросов. Обстоятельный анализ гендерных индикаторов в языке рекламы, стереотипные формы транслирования женских образов в СМИ, доверительный полилог, открытые обсуждения, деловые игры, воркшопы, интерактивные задания, представленные тренерами (А.Рожков, Е.Дудинова, М.Ергебеков) вызвали большой интерес участников.